Михаил Иванович Глинка (1804—1857) Александр Порфирьевич Бородин (1833—1887) Модест Петрович Мусоргский (1839—1881) Пётр Ильич Чайковский (1840—1893) Николай Андреевич Римский-Корсаков (1844—1908) Александр Николаевич Скрябин (1872 — 1915) Сергей Васильевич Рахманинов (1873 — 1943) Игорь Федорович Стравинский (1882-1971) Сергей Сергеевич Прокофьев (1891—1953) Дмитрий Дмитриевич Шостакович (1906 — 1975) |
Михаил Иванович Глинка (1804—1857)РомансыЖанровое определение «романс» в России вошло в обиход в начале XIX века, придя на смену «российской песне». Лирические по содержанию, «российские песни» были предшественниками русского романса. К жанру романса Глинка обращался на протяжении всей своей жизни. В своих романсах Глинка использовал тексты двадцати поэтов. Среди них Пушкин, Дельвиг, Жуковский, Баратынский и другие. В раннем периоде писал в основном "русские песни", элегии. Моя арфа. Слова К. БахтуринСвой первый романс на поэтический текст драматурга Константина Бахтурина «Моя арфа» Глинка написал незадолго до небезызвестного разрушительного петербургского наводнения в 1824 году. Композитор, критически относившийся к своему творчеству, сразу повесил на него ярлык «неудачной попытки». Не искушай. Слова Е.А. Баратынский. Классический образец элегии.После небольшого перерыва из-под пера Михаила Ивановича вышло другое камерно-вокальное сочинение. Автором стихов на этот раз был выбран молодой поэт Евгений Абрамович Баратынский. Созданный зимой 1825 года романс «Не искушай» сразу был по достоинству оценен слушателями, и до сих пор считается одним из самых совершенных произведений вокальной лирики Глинки. Поэтические тексты Василия Андреевича Жуковского в 1826 году легли в основу вокальных композиций «Бедный певец» и «Утешение». Бедный певец. Стихи Василия Андреевича Жуковского Утешение. Стихи Василия Андреевича Жуковского Затем молодой композитор обратился к творчеству Константина Батюшкова («Память сердца»), а чуть позднее Сергея Голицына («Скажи, зачем») и Александра Римского-Корсакова («Ночь осенняя, ночь любезная»). Стихи Константина Батюшкова Стихи Сергея Голицина Стихи Александра Римского-Корсакова Интересна история создания ещё одного вокального творения Глинки, относящегося к раннему периоду творчества композитора - романса «Не пой, красавица, при мне». Однажды летом 1828 года Михаил Иванович встретившись с автором знаменитой комедии «Горя от ума» Александром Грибоедовым, много и с увлечением говорил о музыке. Во время беседы Александр Сергеевич наиграл мотив грузинской песни, который так очаровал композитора, что он положил его в основу своей новой инструментальной пьесы. Некоторое время спустя эта композиция была исполнена во время дружеской встречи, на которой в числе гостей присутствовал Александр Сергеевич Пушкин. Музыка произведения очень понравилась великому поэту, и он, долго не раздумывая, написал к ней стихи. Это было первое слияние двух великих национальных талантов, только одного в поэзии, а другого в музыке. ИталияС 1830 по 1834 год Глинка провёл за границей. Путешествуя по Германии, Италии и Австрии. Пишет романас "Венецианская ночь" в духе баркаролы.(образ Италии).Автор слов Иван Козлов"Победитель" в ритме полонеза-болеро(образ Испании). Автор Василий Андреевич Жуковский Зрелый периодНа протяжении всей жизни Глинка написал 10 романсов на слова А.С. Пушкина. Конец 30-х, 40-е годы можно называть "пушкинской порой" в творчестве Глинки. Зрелый период. Чаще всего композитор обращается либо к ранней, лицейской, лирике Пушкина, либо к стихотворениям, в той или иной степени продолжающим линию этой юношеской лирики («Где наша роза», «В крови горит огонь желанья», «Заздравный кубок», отчасти «Адель» и «Мери»). Общий характер этих романсов – приподнятый, радостный, выражающий «радость бытия» («В крови горит огонь желанья»). Стихи А.С. Пушкина Я здесь, Инезилья Ночной зефир. слова А. Пушкина В крови горит огонь желанья. слова А. Пушкина Я помню чудное мгновение НОТЫ Сомнение НОТЫ Романсы Глинки из цикла "Прощание с Петербургом" (1840, на слова Н. Кукольника): Серия из двенадцати романсов на стихи Нестора Кукольника не связана единой сюжетной линией развития. Вместе с тем в этих романсах так или иначе отразилось состояние композитора, который мечтал покинуть северную столицу под влиянием личных невзгод и «позора мелочных обид». Тема прощания с родиной объединяет если не все, то большинство песен цикла. Нестор Васильевич Кукольник, родился 8 сентября 1809 г. в Петербурге, в семье профессора. Окончил Нежинскую гимназию высших наук, после чего преподавал русский язык и литературу в Виленской гимназии. В 1833 г. поступил на службу в канцелярию министерства финансов, где прослужил почти 20 лет. Активный сторонник самодержавия. Последние годы жизни жил на юге России; умер 8 декабря 1868 г. в Таганроге. Был необычайно плодовитым литератором, писал романы, трагедии, драмы, лирику, выпускал "Художественную газету" (1836-1838), журналы "Дегерротип", "Иллюстрация". При жизни пользовался огромной популярностью и считал себя величайшим поэтом современности, однако из всего его литературного наследия прижилась только песня "Жаворонок". Болеро О, дева чудная моя. ((исп. bolero) — испанский народный танец. Характерные музыкально-стилевые черты: размер 3/4., особенные ритмоформулы, умеренный темп.) Уснули голубые. Картины чужих краев. Баркарола ( от итальянского barca - лодка). Итальянская народная песня, родилась в Венеции "городе на воде". Стихи А.С. Пушкина Еврейская песня. Картины чужих краев. Стой, мой верный, бурный конь... Картины чужих краев. Стой, мой верный, бурный конь НОТЫ Жаворонок. Оживают картины родной природы. К Молли Не требуй песен от певца Колыбельная песня. Воспоминания детства. Песня Рахили Попутная песняВпечатление от железной дороги Прощальная песня Романс Риццио Рыцарский романс. Дышит отвагой. С конца сороковых годов характер в камерно-вокальных произведениях Глинки заметно изменяется. На смену светлым образам приходят скорбные настроения. Романсы «Песнь Маргариты» (И.В. Гете), «Молитва», «Слышу ли голос твой» (М.Ю. Лермонтов), и «Ты скоро меня позабудешь» (Ю. Жадовская) с уверенностью можно расценивать как драматические монологи. Песнь Маргариты. Автор слов И.В. Гете. Молитва. Автор слов М.Ю. Лермонтов Слышу ли голос твой. Автор М.Ю Лермонтов Ты скоро меня позабудешь. Автор Ю. Жадовская Последний свой романс на поэтический текст писателя Николая Павлова «Не говори, что сердцу больно» композитор сочинил в 1856 году, незадолго до своей кончины. Видео: слушать романсы Глинки |