Вокальный цикл Любовь поэта. НОТЫ
испол. И. Козловский на русском языке
Первая группа из пяти песен является экспозицией цикла.
Это зарождение чувства любви, восхищение и упоение возлюбленной.
№1 В сиянии теплых майских дней
№2 Цветов венок душистый
№3 И розы, и лилии
№4 Встречаю взор очей твоих
№5 В цветах белоснежных лилий
Следующие две песни -
это переломный момент в сюжетной линии цикла.
В первой из них назревает предчувствие конфликта,
вторая же, где говорится о предательстве возлюбленной, является драматургическим центром всего цикла.
№6 Над Рейна светлым простором
№7 Я не сержусь
№8 О, если б цветы угадали
«Напевом скрипка чарует» двупланова, один план рисует вокальная партия – в ней передаются чувства героя, его душевные страдания. Второй план изображает партия фортепиано – она рисует обстановку свадьбы любимой девушки героя, это вальс с совершенно самостоятельной мелодической линией. Текст Гейне описывает картину свадебного бала. Основное музыкальное содержание сосредоточено в партии фортепиано. В его непрерывно кружащейся мелодии ощущается и оживление, и тоска
№9 Напевом скрипка чарует
Следующая группа номеров -
это реакция героя на измену возлюбленной (она вышла замуж за другого):
он ищет утешения на лоне природы (№10, №12),
пытается взглянуть на случившееся как бы со стороны (№11). Поэт прощает свою возлюбленную.
№10 Слышу ли песни звуки
№11 Её он страстно любит
№12 Я утром в саду встречаю
№13 Во сне я горько плакал
№14 Мне снится ночами образ твой
Финал цикла -
Герой пытается вернуться к жизни, во всей ее пестроте и фантастическом разнообразии.
Все свои разочарования, боль и скорбь он хотел бы <схоронить в большом гробу> и опустить на морское дно.
№15 Забытой старой сказки
Завершает цикл песня «Вы злые, злые песни». Она развернута, многозначна, передает разные чувства героя – горечь, нежность, печаль. Смысл этой песни: герой прощается с любовью, песнями, творчеством, хочет вычеркнуть все из своей памяти. Но неожиданно после окончания вокальной партии звучит большая постлюдия (заключение), просветленная, поэтичная. По характеру перекликается с первой песней. Постлюдия как бы говорит, что то, что пережито нельзя вычеркнуть из памяти, из сердца.