Четвертая симфония e-moll ор. 98 (1885) принадлежит к числу наиболее совершенных и самобытных творений Брамса, более того - к величайшим памятникам западноевропейского симфонизма послебетховенского времени.
Концепция симфонии – глубоко трагическая. Драматургия симфонии развивается от элегической первой части через созерцательно-лирическую вторую часть и (по контрасту) шумное, жизнерадостное скерцо к трагической эпопее финала.
Экспозиция (Allegro non troppo) начинается без какого-либо вступления, сразу изложением темы главной партии у скрипок. По настроению тема - задушевно-элегическая тема, романсная по своей природе с опорой на терции и сексты – любимые брамсовские интервалы (таковы некоторые вокальные сочинения Брамса):
Главная тема
Между темами главной и побочной партий нет яркого контраста;
Тема побочной (в тональности минорной доминанты -- си минор) также лирически напевна. Особую теплоту и задушевность ей придает звучание виолончелей (удвоенных валторнами), а затем скрипок:
Но между главной и побочной проводится другая тема, фанфарно-призываная – она-то и вносит контраст, тревожное настроение. Данная тема появляется в первой части около десяти раз:
Фанфары и Побочная
Разработка начинается так же, как экспозиция. В первый момент можно принять разработку за повторение экспозиции, как это было в классических сонатных allegro. Однако быстро начинается интенсивное развитие подлинно разработочного характера с вычленением и трансформацией отдельных элементов тем главной и побочной партий, с модулированием в различные далекие тональности. Таков первый раздел разработки. Во втором разделе разрабатывается преимущественно фанфарная фраза.
Реприза. Брамс избегает буквального повторения начала экспозиции, чтобы не было монотонии (ведь так же началась и разработка). Композитор проводит тему главной партии в большом увеличении, поручая ее деревянным духовым в сопровождении таинственного шороха пассажей струнных и приглушенного тремоло литавр.
Постепенно к главной партии возвращается первоначальный облик. Дальше в той же последовательности, как и в экспозиции, но уже в основной тональности проходит знакомый музыкальный материал.
В коде тема главной партии приобретает монументально-трагический характер и звучит грандиозно в tutti всего оркестра (здесь предвосхищается настроение финала).
Кода
Вторая часть
(Andante moderato) - образец типичной для Брамса философской лирики. Написана она в сонатной форме без разработки. Обе темы второй части отличаются мягкостью, созерцательностью: Главная
Побочная
В целом создается образ глубокого размышления, покоя, несмотря на наличие в некоторых местах драматических взрывов, особенно в развитии темы главной партии. В одном из эпизодов применяется восьмиголосное струнное divisi.
(Allegro giocoso) вносит резкий контраст в драматургию всего симфонического цикла. Он еще больше подчеркивает трагедийную сущность симфонии. Это жанровая сцена: то ли веселая пирушка, то ли уличный карнавал (недаром здесь единственный раз как в этой симфонии, так и вообще в брамсовских симфониях наряду с литаврами применяется треугольник).
Главная тема (третья часть также написана в сонатной форме) – стремительная и буйная, Стремительно и буйно несется тема главной партии, прерываемая акцентами (ffz): Главная
Побочная партия имеет грациозно-шаловливый характер. Побочная
Финал(Allegro energico e passionato) особенно рельефно выражает трагедийное содержание симфонии. В финале Брамс возрождает старинную форму чаконы или пассакальи и строит 32 вариации на одну остинатную тему Основная тема