Мой сайт
Европейская музыка XVII века. Опера XVII вв. (Италия, Франция, Германия и Англия)


Инструментальная музыка XVII вв. Полифония и орган. Клавирная музыка.


И.С. Бах


Г. Ф. Гендель


Й. Гайдн


В. А. Моцарт


Л. Бетховен (1770 - 1827)


Ф. Шуберт (1797 - 1828) Австрия


М. Вебер (1786 - 1826 ) Германия


Феликс Мендельсон (1809 - 1847) Германия


Роберт Шуман (1810 - 1856) Германия


Фредерик Шопен (1810 -1849) Польша


Гектор Берлиоз (1803 - 1869) Франция


Ференц Лист (1811 - 1886) Венгрия


Рихард Вагнер (1813 - 1883) Германия


Иоганнес Брамс (1833 - 1897) Германия


Иоганнес Брамс (1833 - 1897) Германия

Симфония e-moll № 4 op. 98

Четвертая симфония e-moll ор. 98 (1885) принадлежит к числу наиболее совершенных и самобытных творений Брамса, более того - к величайшим памятникам западноевропейского симфонизма послебетховенского времени.
Концепция симфонии – глубоко трагическая. Драматургия симфонии развивается от элегической первой части через созерцательно-лирическую вторую часть и (по контрасту) шумное, жизнерадостное скерцо к трагической эпопее финала.

Симфония №4 (ми минор) Партитура всей симфонии



Первая часть Ноты 1 часть.pdf

Экспозиция (Allegro non troppo) начинается без какого-либо вступления, сразу изложением темы главной партии у скрипок. По настроению тема - задушевно-элегическая тема, романсная по своей природе с опорой на терции и сексты – любимые брамсовские интервалы (таковы некоторые вокальные сочинения Брамса):

Главная тема

Между темами главной и побочной партий нет яркого контраста;

Тема побочной (в тональности минорной доминанты -- си минор) также лирически напевна. Особую теплоту и задушевность ей придает звучание виолончелей (удвоенных валторнами), а затем скрипок:
Но между главной и побочной проводится другая тема, фанфарно-призываная – она-то и вносит контраст, тревожное настроение. Данная тема появляется в первой части около десяти раз:

Фанфары и Побочная


Разработка начинается так же, как экспозиция. В первый момент можно принять разработку за повторение экспозиции, как это было в классических сонатных allegro. Однако быстро начинается интенсивное развитие подлинно разработочного характера с вычленением и трансформацией отдельных элементов тем главной и побочной партий, с модулированием в различные далекие тональности. Таков первый раздел разработки. Во втором разделе разрабатывается преимущественно фанфарная фраза.


Реприза. Брамс избегает буквального повторения начала экспозиции, чтобы не было монотонии (ведь так же началась и разработка). Композитор проводит тему главной партии в большом увеличении, поручая ее деревянным духовым в сопровождении таинственного шороха пассажей струнных и приглушенного тремоло литавр.
Постепенно к главной партии возвращается первоначальный облик. Дальше в той же последовательности, как и в экспозиции, но уже в основной тональности проходит знакомый музыкальный материал.

В коде тема главной партии приобретает монументально-трагический характер и звучит грандиозно в tutti всего оркестра (здесь предвосхищается настроение финала).

Кода



Вторая часть

(Andante moderato) - образец типичной для Брамса философской лирики. Написана она в сонатной форме без разработки. Обе темы второй части отличаются мягкостью, созерцательностью:
Главная

Побочная

В целом создается образ глубокого размышления, покоя, несмотря на наличие в некоторых местах драматических взрывов, особенно в развитии темы главной партии. В одном из эпизодов применяется восьмиголосное струнное divisi.




Третья частьНоты 3 часть.pdf

(Allegro giocoso) вносит резкий контраст в драматургию всего симфонического цикла. Он еще больше подчеркивает трагедийную сущность симфонии. Это жанровая сцена: то ли веселая пирушка, то ли уличный карнавал (недаром здесь единственный раз как в этой симфонии, так и вообще в брамсовских симфониях наряду с литаврами применяется треугольник). Главная тема (третья часть также написана в сонатной форме) – стремительная и буйная, Стремительно и буйно несется тема главной партии, прерываемая акцентами (ffz):
Главная


Побочная партия имеет грациозно-шаловливый характер.
Побочная



Четвертая частьНоты 4 часть.pdf

Финал(Allegro energico e passionato) особенно рельефно выражает трагедийное содержание симфонии. В финале Брамс возрождает старинную форму чаконы или пассакальи и строит 32 вариации на одну остинатную тему
Основная тема



Венгерские танцы

Венгерский танец №1.pdf
№1

Венгерский танец №2.pdf
№2

Венгерский танец №4.pdf
№4

№5
Венгерский танец №5.pdf

№6
Венгерский танец №6.pdf